Причины нарушения концентрации внимания у взрослых
Содержание:
Психологи выделяют три типа невнимательности
1
«Порхающее» внимание. Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками
Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге
Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге
Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.
2. «Профессорская» рассеянность
При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие великие люди были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.
Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.
А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» — ответила девочка.
Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.
3. Слабая концентрация внимания
И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.
Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.
Симптомы нарушения концентрации внимания
Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:
1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.
2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.
3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:
- постоянное откладывание рабочих задач;
- опоздания на работу и т.д.;
- систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
- плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.
4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.
5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:
- постоянная смена настроения;
- невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
- пониженная самооценка, не восприятие критики;
- гиперактивность;
- постоянное возникновение чувства усталости;
- частые нервные возбуждения.
Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.
В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.
Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.
Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.
Виды нарушений памяти
Болезни памяти случаются от удара по голове, от старости, инсульта и алкоголя. Амнезия бывает скоротечная, и плавно текущая. Человек может забыть свое имя, но помнить профессиональные навыки. Пропасть из памяти могут лишь части происходящих событий, а может исчезнуть вся жизнь, вместе с биографией и фамилией.
О таких случаях рассказывают в кино. Слишком частые провалы в памяти у работоспособных, здоровых мужчин, наводят на мысль о том, что разработаны специальные препараты, устраняющие память. Человек, не помнящий себя, может стать послушной куклой в чужих недобрых руках.
Корсаковский синдром
Дезориентация во времени, невозможность запомнить настоящие события при целостной памяти о прошлом, называется синдромом Корсакова. Больные начинают верить в вымышленные события, которые сами же и придумали, нарушается концентрация внимания.
Эти симптомы являются следствием нескончаемых попоек, недостаточного питания, иногда ушибов головы. Молодые люди, если отказываются от алкоголя, могут вылечиться, принимая медикаменты, улучшающие работу мозга.
Для тех, кто продолжает выпивать и после 65, прогноз не такой позитивный. Смертельные исходы, которыми заканчиваются регулярные запои, не редкость.
Выбор за вами! Водка или жизнь!
Деменция (слабоумие, старческий маразм)
Никто не виноват в том, что мы стареем. Естественный процесс увядания клеток головного мозга приводит к тому, что с годами у всех пожилых людей проявляется рассеянность и плохая память.
Слабоумие наступает у многих после 65 лет. Но те, кто учит стихи, не замыкается в своих проблемах, умеет общаться в соцсетях, гуляет по парку, делает зарядку, читает ежедневно о новостях в газете, не впадает в старческий маразм. Активное долголетие возможно, если бороться с напастями.
Болезнь Пика
Иногда в старости человека поджидают коварные болезни. Почему они нападают на одного и обходят стороной другого субъекта, неизвестно. Очень скоротечная атрофия коры лобных и височных частей головного мозга приводит к разрушению личности.
Невнимательность родственников в этих случаях может привести к непредсказуемым событиям. Лечение не дает быстрых результатов
Душевное внимание, добрые слова, лекарство, прогулки, свежий воздух и забота замедляют развитие негативного процесса
Болезнь Альцгеймера
Этой болезнью страдают многие пожилые люди в возрасте за 70-80 лет. Что делать с плохой памятью в эти годы? Тренировать ее! Учитесь пользоваться компьютером. Разгадывайте кроссворды. Ходите в гости, поддерживайте забывчивых подруг.
Читайте молитвы на иностранных языках. Дышите свежим воздухом. Делайте зарядку, не вставая с постели, по утрам. Ходите на балет с внуками.
Старческие заболевания отнимают воспоминания, но, если вы боретесь, эти процессы замедляются. Жизнь становится насыщенной, интересной и долгой. Дети обязательно должны поддерживать своих престарелых родителей в эти трудные годы.
Церебральный атеросклероз сосудов головного мозга
Церебральный атеросклероз является поражением сосудистой системы головного мозга. Если при болезни Пика патологические белки откладываются в телах клеток коры мозга, при атеросклерозе бляшки холестерина откладываются на стенках артерий головы, постепенно затрудняя кровообращение.
Последствия плохого снабжения кислородом мозга:
- память ухудшается постепенно;
- снижается концентрация внимания;
- характерна рассеянность, нарушение сна;
- головные боли, ухудшение зрения;
- другие признаки ухудшения работы головного мозга.
Как лечить атеросклероз? Бороться с ожирением, придерживаться диеты без жирных, жареных, копченых и сладких «вкусняшек». Помогут препараты, снижающие процент холестерина и сахара в крови, сосудорасширяющие, противовоспалительные, витамины. Прогулки, ежедневные физические нагрузки, рациональное питание улучшат состояние сосудов и мозга.
Берегите свою концентрацию
Мозг человека не был создан для того, чтобы функционировать в условиях многозадачности. Сам термин «многозадачность» был придуман компанией IBM в 1965 году, чтобы описывать возможности компьютера. Сейчас мы используем его для людей, не отдавая себе отчёт, что наша концентрация — это ограниченный ресурс. Фокусируясь на одной задаче, человек расходует энергию, так что каждая последующая задача выполняется им менее эффективно. Поэтому забудьте про многозадачность и научитесь концентрироваться на главном по примеру Тома Форда. Регулярно практикуйте осознанные паузы, чтобы использовать своё время максимально продуктивно.
Фото: @laurentcastellani
Какое правило применяется
Вспомним правила, регулирующие написание одной и двух “н” в словах, в конкретном случае в прилагательных, наречиях и причастиях.
Первое звучит так: одна “н” пишется в суффиксах кратких причастий. Семена засеяны (от глагола “засеять”). Следует отметить, что слово “рассеяно” с одной “н” встречается не часто в письменной речи, в основном с удвоением.
Правило №2. Две буквы “н” пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени. Дети на уроках рассеянны (от “рассеянный”). В этом случае полное прилагательное имеет удвоенную “н”, значит, краткое прилагательное будет иметь такое же количество.
Если мы имеем дело с наречием, то здесь применяется третье правило, которое гласит: в наречиях на “о”, “е” пишется столько же “н”, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы. Держался мужественно (от “мужественный”), говорил интересно (“интересный”).
Тут перед нами может возникнуть другой вопрос: как отличить краткое причастие от наречия или отглагольное прилагательное от причастия? Это несложно.
К наречию мы задаем вопрос от глагола или слова, обозначающего признак (другого наречия, прилагательного), а к причастию – от существительного или заменяющего существительное слова (местоимения, прилагательного в значении существительного). Для лучшей наглядности: выглядеть (глагол) – как? – рассеянно (наречие, образованное от “рассеянный”). Или: одуванчики (существительное) – каковы? – рассеяны (краткое причастие).
Получается так: рассеянное семя, но семя рассеяно.
Как отличить прилагательное от причастия? Причастие образуется от глагола и его можно заменить придаточным определительным. Рассеянные (от глагола “рассеять”) ветром тучи – тучи, которые рассеял ветер. А в случае с отглагольным прилагательным можно заменить синонимом. Рассеянный (какой?) человек – невнимательный.
Вопрос следующий: сколько должно быть согласных “с”? Перед нами слово с приставкой “рас”, т.к. как в русском языке не существует префикса “ра”, а тем более “раз”. Поэтому, на стыке морфем пишем двойную “с”.
Есть еще трудный случай – гласная перед “н”. Сложность возникает по причине безударной гласной и проверить в начальной форме невозможно. Поэтому учим четвертое правило, определяющее написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом “ть” инфинитива. Буква “я” пишется после “а”, “е”, “у”: сеять, лаять, таять, каяться, надеяться, затеять, чуять. Но есть и исключения: драить и клеить.
Еще одно правило, чтобы понять как пишется “рассеивать”. У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс “ива\ыва”.
Морфологические и синтаксические свойства
Рассеянный – прилагательное, начальная форма, качественное, неодушевленное, одушевленное, сравнительная степень.
Рассеянность – существительное, начальная форма, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное.
Рассеяны – краткое причастие, множественное число, совершенный вид, прошедшее время, страдательный залог.
Синтаксическая роль: в зависимости от контекста может выступать в качестве разных членов предложения.
Разбор по составу
Сначала подбираем однокоренные слова, чтобы выделить корень: сеять, сею, рассеять.
Рассеянный: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, окончание – “ый”.
Рассеянность: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “ость”, окончания нет.
Рассеянно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “о”, окончания нет.
Рассеяно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффикс – “ян”,окончание – “о”.
Рассеивать: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “ива”, “ть”, окончания нет.
Значение
В предложении может иметь разное значение. Разбросанный, распыленный где-то. Не умеющий сосредоточиться, переставший им быть, ослабленный, невнимательный, увлеченный чем-то другим.
Синонимы
Подбираем схожие по смыслу слова по общему контексту: забывчивость, невнимание, несобранность, ротозейство, вполслуха, диффузно, ослабление, посев, развевание, разгон, раздробление, раздувание, разнесение, раскидать, распылить, рассев, рассыпание, светорассеивание, сеяние, уничтожение, устранение
Общие рекомендации
Если ребенок страдает от отсутствия концентрации, то нужно показать при необходимости неврологу и психологу. Специалисты помогут выяснить основные причины и способы избавления от них.
Обеспечьте режим дня, рабочее место. Не следует оставлять детей в одиночестве со своими проблемами. Помогайте в учебе, но при этом не делайте домашнее задание за школьников.
Приучите сына и дочь проверять написанное им дополнительно. Вторичная проверка приучит их вовремя находить неточности и ошибки. Не забывайте хвалить и поощрять за самые небольшие успехи.
Создавайте мотивацию. Объясняйте, что компьютерные игры – это далеко не все, чего стоит добиваться в жизни. Сначала делаются первостепенные дела, а затем второстепенные
Помогите организовать свой день.
Подключите дополнительные занятия: собирайте вместе пазлы, развивающие внимание, рекомендуется учить наизусть стихи или описывать картинки с нарисованными предметами по памяти. Вы можете заранее написать текст с ошибками и попросить ребенка его проверить
Проводите занятия в игровой форме.
Что влияет на ухудшение памяти
Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти:
- Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается;
- Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга;
- Недобор тиамина – вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью;
- Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере;
- Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность.
Обратите внимание! Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии
Проблемы с памятью случаются по разным причинам. У молодых и пожилых индивидуумов бывают травмы головы, сосудистые болезни, влияющие на работу головного мозга.
Образ жизни, полезные и вредные привычки, качество питания, все влияет на наши способности. Нарушение памяти в результате бесконечных попоек – естественный процесс. Первое, что надо сделать в этом случае, бросить пить.
Рассеянность в работоспособном возрасте бывает следствием заболевания. При ВСД у человека меняется ритм сердца, поднимается или понижается давление, появляются боли в области сердца, головокружение, близкое к обморочному состоянию.
Этот вид рассеянности называется мнимой, когда человек сосредоточен на своем внутреннем мире мыслей и забывает о нормальном поведении во внешнем мире. Так профессор, постоянно обдумывающий свое открытие, «вместо шляпы на ходу, вдруг одел сковороду».
Существует ученическая рассеянность внимания у ребенка, низкая концентрация мыслей на одной задаче длительный отрезок времени. Ребенок страдает синдромом рассеянного внимания (СРВ) по причине высокой активности. Часто стремительный рост костей школьника не успевает справляться с развитием головного мозга.
К тому же давно отмечено, что на современных школьников обрушивают слишком большой объем информации. Поэтому, виновниками рассеянности подростков часто бывают некомпетентные учителя и равнодушные родители.
Учителя, неспособные правильно выстроить программу обучения, и родители, которые вместо моральной поддержки оказывают на ребенка устрашающее воздействие, наказывая его, ругая.
Мать, которая кричит на сына, так, что окна трясутся у всех соседей, не поможет ему решить задачу по математике. Она только даст понять, что не любит его. Ребенок расстроится, будет грустить. От этого его рассеянность только увеличится и память не улучшится.
Забывчивость и рассеянность, к которой склонны люди, перешагнувшие границу 60-65 лет, определяется естественным увяданием умственной деятельности. Однако, гораздо позже она посещает тех, кто учит иностранные языки, разгадывает кроссворды, собирает грибы в лесу, плавает в бассейне, танцует танго.
Какие лекарства для памяти можно давать маленьким детям
Плохая память лечится и далеко не всегда для этого нужны лекарственные препараты или тайные техники тибетских монахов.
- Внимательность. Каждый день нужно осознанно проявлять внимательность и учиться концентрироваться на одном процессе. Делать одновременно несколько дел, не очень хорошая идея. Чаще всего, вы не запоминаете что-либо потому, что недостаточно сосредоточились в нужный момент.
- Логические связи. Игра в ассоциации и логические связи. Новая информация, любым способом связанная с ранее усвоенной запоминается в разы быстрее. Тренируйте образное мышление.
- Физические упражнения для тела. Не секрет, что активный образ жизни улучшает память человека. Это обусловлено тем, что во время движения мозг насыщается кислородом. Старайтесь делать физические упражнения, т.к. они помогают бороться со стрессом, негативно влияющий на работоспособность мозга.
- Обратитесь к доктору. Конечно, это не говорит о том, что вам нужно лечение. Тем не менее, консультация и диагностика никогда не бывает лишней. К тому же, доктор способен определить, что– серьезное нарушение или простая невнимательность послужила причиной ухудшения памяти. Также на приеме специалист расскажет, что делать. Помните, что самостоятельное лечение – может привести к плохим последствиям.
Следите за своим образом жизни, исключите возможные причины ухудшения, будьте активными и любознательными.
Все это убережет вас от всевозможных проблем. Но, если вы начали забывать простые вещи, есть затруднения с приготовлением еды, т.к. забыли рецепт или испытываете сложность вспомнить дорогу в знакомое место – откладывайте визит к врачу не стоит.
Нормотимические средства (литий, карбамазепин и вальпроевая кислота), по-видимому, не оказывают положительного влияния на основные симптомы дефицита внимания с гиперактивностью, но могут быть полезны при приступах неконтролируемого поведения или циклических аффективных расстройствах.
, , , , , , , ,
Мозг работает интенсивнее, а это значит, что память и концентрация внимания усиливаются, работоспособность, активность, фон настроения возрастают, прибавляется энергия и производительность мозговых процессов.
Если ноотропы повышают обмен веществ в клетках и ускоряют проводимость нервных импульсов, то сосудистые препараты нейропротекторное действие реализуют через улучшение мозгового кровообращения.
Много лет применяется, как средство для повышения мозгового кровотока. Показанием к назначению являются начальные проявления атерокслероза сосудов. Препарат можно применять людям пожилым при забывчивости, ослаблении концентрации внимания. Таблетки применяются в течение нескольких месяцев.
Препараты для улучшения памяти и работы мозга — усиливается микроциркуляция, снижается вязкость крови, улучшается обеспечение мозга кислородом. Показанием к использованию являются хроническая недостаточность кровообращения, нарушение памяти, интеллекта, транзиторные ишемические атаки, головокружения, нарушения слуха, постинсультные состояния, травмы головного мозга.
В состав лекарства входят пирацетам и циннаризин. В результате приема комбинированного средства улучшается клеточный метаболизм ткани мозга при одновременном расширении сосудистой системы. Фезам применяется при начальных формах атеросклероза сосудов у относительно молодых людей, у пожилых — при жалобах на плохую память, у подростков при ухудшении способности к обучению.
Трентал (агапурин)
Препараты на основе экстрактов из листьев Гинкго-билоба очень широко используются для повышения памяти за счет усиления микроциркуляции, повышения синтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), снабжения тканей кислородом, уменьшения вязкости крови.
Заметить проблемы с памятью у маленького ребенка можно по тому, как он запоминает стишки, насколько он осваивает игры с другими детьми, как выступает в детском саду на праздниках. В школе еще более определенными становятся проблемы с обучением и запоминанием.
Никогда самостоятельно или по совету знакомых не давайте ребенку никаких лекарств. Причины нарушений памяти должен определить детский невролог. Проводится лечение теми же лекарственными препаратами, что и у взрослых.
Препараты для улучшения памяти и работы мозга в большом ассортименте представлены на фармакологическом рынке. Небольшую часть из них допускается принимать самостоятельно, если причины ее снижения вызваны умственными перегрузками, хронической стрессовой ситуацией дома или на работе, пожилым возрастом.
Ну а в одной из следующих статей мы узнаем, какие витамины любит наш мозг и как витамины помогают улучшить память.
Всегда на связи, Наталия Богоявленская
loading…