Потеря памяти после травмы головного мозга

Содержание

  1. Кратковременная память. Принцип работы
  2. Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти
  3. Другие виды памяти
  4. Рекомендации по улучшению кратковременной памяти
  5. Упражнения на развитие кратковременной памяти

Если вы когда-либо готовились к экзамену за одну-две ночи, то знаете, как много информации может вместить человеческий мозг, и как быстро забывается запомненное впоследствии. Так работает один из видов нашей памяти — кратковременная память.

Кратковременная память — это промежуточное “хранилище” данных, в котором поступающая в мозг информация находится до того как перейдет на долговременное хранение, либо забудется окончательно.

Нарушение памяти

При шизофрении страдает, главным образом, кратковременная память, которая необходима для ориентации в пространстве и запоминания текущих дел и состояний. Если говорить проще, то больной просто становится забывчивым и рассеянным. При разговоре с ним может показаться, что он не слушает. Он, или действительно думает о чем-то другом, или не может уловить смысл фраз, которые вы говорите. Это влияет на процесс принятия решений в данный момент. Человек не может 
полноценно учиться или работать.

Выше были описаны два вида памяти. Но есть и другие классификации, которые разделяют ее на типы. Их достаточно много. При шизофрении наблюдается поражение следующих ее разновидностей:

эпизодическая — больной не может вспомнить как появился в конкретном месте или эпизоды вчерашних событий (провалы памяти);

  • вербальная — нарушается способность запоминать речевую информацию, в результате человек воспроизводит ее в искаженном виде;
  • невербальная — проблемы с запоминанием слуховой, визуальной, обонятельной или тактильной информации, что усугубляется наличием у больного галлюцинаций;
  • ассоциативная — невозможность провести ассоциации между явлениями, событиями и фактами.

В меньшей степени нарушаются семантическая и имплицитная виды памяти. Первая обеспечивает возможность запоминать и хранить в голове обобщенные понятия о мире. Вторая является непроизвольной памятью, как например, резать хлеб или чистить зубы. Сознательно мы обычно не пытаемся удержать это в голове, но все равно запоминаем.

Очень плохая память — что делать?

Теперь давайте рассмотрим пару пунктов если очень плохая память, что же делать тогда?

Записывайте информацию на листок или в блокнот, текстовый документ на компьютере. Таким образом Вы не только зафиксируете важный момент, но и простимулируете функцию запоминания, поскольку при записи Вы будете видеть информацию и одновременно думать, как ее записать (подбор букв). Таким образом задействовано несколько элементов головного мозга по запоминанию информацию.

Сфокусируйтесь на главном

Когда человек фокусируется на важном объекте/действии, после обдумывает план по решению этого вопроса, в головном мозге формируется целый нейронный очаг, который сложнее забыть, нежели мимолетную информацию, которую человек пропускает мимо ушей

Пересказ. Когда к Вам поступает информация, обдумайте ее и перескажите. Таким образом к вышеупомянутой фокусировке на главном, озвучивая информацию человек задействует слуховую память.

И напоследок, перечитайте пункт «причины плохой памяти» и скорректируйте свою жизнь, чтобы эти факторы были устранены, иначе все способы улучшить функцию запоминания ни к чему не приведут.

Нарушение психики у детей

Проходя определенные этапы своей жизни, каждый ребенок сталкивается с большим количеством проблем и испытаний. Некоторые стойко переносят все тяжелые периоды, но есть и те, кто оказывается не готовым к подобным условиям. Нарушение психики у детей может начаться под давлением различных факторов.

  1. Процесс формирования часто сопровождается неприятиям ребенком самого себя и собственного тела. Это вызывает различные поведенческие реакции, как например, переедание или наоборот отказ от еды. Такое расстройство пищевого поведения может привести к анорексии или булимии.
  2. Травля сверстников. Стоит кому-то одному выделиться, и он становится мишенью для остальных. Школьная травля вызывает нервозы, психозы, депрессию. Могут появиться суицидальные мысли.
  3. Напряженная ситуация в семье. Очень частой причиной нарушения психики детей становится нездоровая обстановка. Если на глазах ребенка происходит постоянное насилие, то психическое расстройство гарантировано и в последующем может служить причиной развития шизофрении. В попытках убежать от реальности, дети придумывают себе другую жизнь, и остановить этот процесс, особенно в запущенной стадии. Бывает крайне сложно.
  4. Врожденные психические расстройства детей могут быть вызваны генетической предрасположенностью, а также недопустимым поведением родителей в момент вынашивания малыша.

Что это такое

Неспособность сосредоточиваться на заданном объекте или манипуляции принято называть рассеянностью. Это качество способно доставить массу неприятных моментов их обладателям, поскольку нередко упускают из вида важные вещи. При этом надобно понимать, что рассматриваемая черта – это не плохая память, рассеянность является нарушением внимания. Большей частью эта черта носит приобретённый характер, поэтому и ликвидировать её не только возможно, но и необходимо.

Итак, как выше писалось, рассеянность бывает подлинной и мнимой. Первая появляется чаще всего в результате сбоев в организме, например, при депрессии, головных алгиях, бессонницах, хронической усталости. Также рассеянность может зародиться при выполнении неинтересной и монотонной работы.

Когда индивид выполняет обыденную монотонную неинтересную работу, для реализации которой нет нужды задействовать творческую жилку, он совершает машинальные действия. Привычка ослабляет сознательный элемент внимания к производимым человеком действиям. В этом таится отрицательный и нередко опасный аспект рассеянности. Так, например, рассеянность у машиниста или простого автолюбителя нередко приводит к необратимым трагическим событиям.

Вторая зачастую возникает вследствие избыточной концентрации внимания. Когда все думы индивида устремлены на разрешение определённой задачи, а всё иное словно перестает существовать.

В свой черёд мнимую рассеянность подразделяют на два вида: профессорскую и поэтическую. При профессорской невнимательности индивид отключиться от выполнения сложных задач не может. Данную вариацию невнимательности ещё нередко именуют рассеянностью гениев. Чаще всего ей подвержены математики. Людям, склонным к поэтической рассеянности, присуще витание в облаках, вследствие чего события реальности часто остаются незамеченными.

Таким образом, рассматриваемое понятие в качестве личностной черты является неспособностью концентрироваться на внешнем объекте и совершать целенаправленные действия, склонностью невольно отвлекаться от манипуляций, размышляя об ином деле, делая что-то не к месту.

Каждый индивид способен периодически проявлять рассеянность, однако не у всякого она превратится в ярко выраженную личностную черту.

Симптомы нарушения психики

Каждое заболевание психического характера начинается с появления различных симптомов, которые, как правило, по одному не вызывают особых вопросов со стороны окружающих и бывает сложно собрать их все в единую картину. Однако тщательное наблюдение за человеком на протяжении нескольких дней позволит сделать выводы для принятия дальнейших мер.

Симптомы нарушения психики в большинстве случаев тесно связаны с угнетенным состоянием человека, которое мешает ему выполнять ежедневные привычные дела. К таким симптомам относятся:

  • физические (нарушение сна, как в сторону бессонницы, так и наоборот, постоянный упадок сил даже после полноценного отдыха; головная бол и др.);
  • поведенческие (злоупотребление таблетками, сигаретами и другими веществами в больших количествах, неспособность к выполнению работы);
  • когнитивные (невозможность мыслить четко, проблемы с памятью);
  • перцептивные (навязчивые мысли);
  • эмоциональные (постоянные чувства тревоги и печали).

Наличие нескольких симптомов сразу говорит о проблеме и необходимости профессиональной консультации с психологом или психотерапевтом. Выявление причин и возможность установления диагноза на ранних стадиях, поможет быстрее вывести человека из такого нежелательного состояния.

Люди с нарушением психики

Как уже было сказано, заболеваниям психического характера в разной мере подвержен каждый человек. К сожалению, не всегда правильный здоровый образ жизни и бережное отношение к нервной системе могут гарантировать эффект «вакцинации» от подобных заболеваний. Люди с нарушением психики – это не всегда те, кого можно часто наблюдать в фильмах. Не все носят белые смирительные рубашки, слышат голоса и видят то, чего не замечают остальные. Большинство людей, страдающих расстройствами психики – обыкновенные прохожие, которых можно встретить по пути на работу, соседи за ближайшим столиком в кофейне и даже друзья и родные. Однако есть и более серьезные формы заболеваний.

Каковы механизмы невнимательности и как с ними работать?

Во всех рассказанных мною историях имела место быть увлеченность какими-либо мыслями на фоне основной деятельности. Моя подруга в период, когда работала с кассовым аппаратом, была занята мыслями о разводе. Я в истории с супермаркетом переживала о своем очередном устройстве на работу. А в ситуациях полной концентрации внимания на объекте здесь и сейчас ничего не упускала.

Наше внимание полноценно может быть сконцентрировано только на одном объекте. Конечно, опытная хозяйка умеет готовить еду, делать уборку и в это же время смотреть за ребенком

Но ни один человек не сможет одновременно вести машину и при этом серьезно разрабатывать стратегию развития своего бизнеса.

На эту тему проводились эксперименты. Нескольким добровольцам дали задание: посчитать количество мячей, заброшенных в сетку командой в синих шортах. Зрителей посадили перед телевизором, на экране которого демонстрировалась игра в баскетбол участников в красных и синих шортах. Добровольцы точно посчитали количество голов. И никто из них не заметил на экране человека в костюме гориллы, который неспешно прошелся с одного края поля в другой. В конце эксперимента участники повеселились, когда им еще раз продемонстрировали съемки. Результаты эксперимента снова доказали свойство нашего мозга концентрироваться только на одной задаче.

Таким образом: для того чтобы быть внимательным, необходимо определиться в приоритетах и одновременно решать только одну задачу. Ту, которая стоит перед вами именно сейчас. Это значит, что когда продавец работает с кассовым аппаратом, продавцу необходимо думать только о денежных расчетах и о выбивании чека. И никак не витать в анализировании своих личных неудач. Это значит, что ребенка, который забывает портфель, нужно научить перед школой думать только о школе, и ни о чем другом. Это значит, что когда вы за рулем и вас отвлекают разговорами, нужно мягко, но уверенно попросить человека отложить тему разговора на потом. А когда вы собираетесь уходить из дома, стоит уделить 10 минут мыслям лишь о том, как оставить свою квартиру в безопасности и ничего при этом не забыть.

Распределяйте разумно свое внимание. И тогда у вас не будет проблем с его концентрацией.

В поисках Немо

Во время поисков катера, на котором водолазы похищают Немо, Марлин случайно сталкивается с Дори. Та сразу же соглашается помогать ему в поисках и хочет отвести его к лодке, но забывает про это и думает, что Марлин гонится за ней и хочет уплыть от него. Дори окончательно запутывает Марлина, и тот ругается на неё, а Дори объясняет, что у неё проблемы с краткосрочной памятью.

После этого, они оба встречают акулу Бугора, который отводит их на собрание рыб-вегетарианцев, проводящееся в затонувшей подводной лодке, где знакомит их с Якорем и Чавком. На этой подводной лодке, они находят маску водолазов, с адресом их местоположения. После небольшой ссоры из-за маски с Марлином, тот ударяет Дори, из-за чего у Дори начала идти кровь. Учуяв кровь, Бугор перестаёт себя контролировать, становится одержимым съесть их обоих и гонится за ними. Во время погони, он хватает зубами торпеду, и кидает её в сторону подводных мин, находившихся неподалёку, что вызывает крупную волну взрывов. Акулы тотчас покидают местность, а Дори и Марлин остаются без сознания.

Двое приходят в себя в маске, зацепившуюся за повисшую над пропастью подлодку. Они хотят уйти, но лодка, окончательно потеряв равновесие, падает в пропасть, куда плывут двое. Маска падает в пропасть, где очень темно. Там, Дори и Марлин встречают удильщика, который гоняется за Марлином, а Дори удаётся прочесть адрес на маске — «Ф. Шерман, 42, Валлаби-Вэй, Сидней», а удильщик в процессе погони застревает в маске, а Марлин и Дори уплывают наверх искать Немо.

Позже они встречают стаю рыб, которая показывает шарады Дори. Марлин пытается спросить дорогу, но они лишь насмехаются над ним. Дори удаётся спросить у рыб дорогу, которые говорят, что им нужно плыть по Восточно-Австралийскому течению. Позже рыбы добавляют, что, когда они увидят расщелину, ими нужно плыть через неё, а не поверху, но это слышит только Дори, которая позже забывает об этом. Над расщелиной они наталкиваются на стаю медуз, из-за которых теряют сознание. Их подбирает морская черепаха Краш, который со стаей черепах плывёт по Восточно-Австралийскому течению. Марлин рассказывает сыну Краша Прыску его историю, которую пересказывают жители океана, и позже она докатывается до пеликана Найджела.

Когда Марлин и Дори выходят с течения, их проглатывает кит. Марлин пытается пробить китовый ус, пока Дори хочет поговорить с ним. Когда ей удаётся это сделать, кит велит им заплыть в глотку. Когда они это делают, кит выбрасывает их через своё дыхало к берегам Сиднея. Марлин и Дори пытаются найти ту лодку, на которой увезли Немо, но их проглатывает пеликан Джеральд. Когда Найджел пытается помочь ему, он обнаруживает Марлина и Дори. На причале собирается стая чаек, которые пытаются съесть Марлина и Дори, но им помогает Найджел, который обещает Марлину отнести его к сыну. с помощью Найджела им удаётся найти тот самый кабинет, где располагается аквариум, в котором держат Немо. Однако, Марлин принимает Немо за мёртвого, когда тот притворяется, чтобы его смыли в унитаз. Вернувшись в океан, Марлин бросает Дори. Позже Дори встречает Немо. Вместе, решая найти Марлина, они отправляются на его поиски, но вначале Дори не узнаёт Немо. Дори замечает на трубе надпись «Сидней» и вспоминает про Немо и позже они догоняют Марлина. Марлин и Немо рады видеть друг друга, но тут появляется лодка рыбаков, и Дори захватывает рыбацкая сеть вместе с косяком морского окуня. Немо понимает, что им удастся порвать сеть и говорит всем рыбам плыть вниз. Под своим весом, рыбам удаётся разорвать сеть. Радостная троица возвращается назад в риф.

Классификация

Выделяют следующие виды рассеянности:

мнимая рассеянность – в этом случае подразумевается нарушение психологического плана, о развитии патологического процесса речь не идёт

При мнимой рассеянности человек концентрирует внимание на определённых событиях, отчего все остальное уходит на второй план;

подлинная рассеянность – в большинстве случаев причиной подлинной рассеянности выступает развитие определённого патологического процесса или сильное психоневрологическое расстройство.. Мнимая рассеянность не требует специфического лечения, а её признаки носят только симптоматический характер

Однако если симптом проявляется часто и довольно продолжительный по времени, следует обратиться за консультацией к врачу. Особенно если речь идёт о ребёнке

Мнимая рассеянность не требует специфического лечения, а её признаки носят только симптоматический характер. Однако если симптом проявляется часто и довольно продолжительный по времени, следует обратиться за консультацией к врачу. Особенно если речь идёт о ребёнке.

Этиология

Причиной нарушения концентрации внимания, забывчивости у детей и взрослых может быть как определённое заболевание, так и особенности психотипа человека.

Что касается патологических процессов, которые могут выступать этиологическими факторами, то сюда следует отнести:

  • онкологические процессы в головном мозге;
  • нарушение кровоснабжения головного мозга, кислородное голодание;
  • деменция сосудистого типа и болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
  • вегетососудистая дистония;
  • сильные головные боли (чаще всего это мигрени);
  • артериальная гипертензия, повышенное давление;
  • нехватка в организме необходимых витаминов и минералов;
  • аутоиммунные и системные заболевания, которые поражают головной мозг и нервную систему;
  • анемия;
  • хроническая бессонница.

Кроме заболеваний, забывчивость и рассеянность может быть обусловлена и нарушениями психологического характера, а именно:

  • эпилепсия;
  • шизофрения и шизоаффективное расстройство;
  • клиническая депрессия;
  • сильное нервное потрясение, стресс.

Также повышенная рассеянность внимания может быть обусловлена сильной усталостью, недосыпанием, частыми нервными перенапряжениями.


Причины рассеянности внимания

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:

  • за оперативную и кратковременную память — медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  •  за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.

запоминаниясохранение информациивоспроизведение информацииЗабыванию

Советы по выбору вида хобби

Все хобби условно можно подразделить на две большие группы: активные и пассивные. Активные хобби, как правило, включают те, что требуют от нас выйти на улицу: это хобби, связанные с движением. Условно их можно разделить ещё на несколько групп.

Спортивные: езда на велосипеде, хайкинг, спортивные командные игры, йога, кроссфит — всё то, что так или иначе связано со спортом. Такие хобби помогают нашему мозгу активно насыщаться кислородом, развивают ловкость, координацию, уверенность в своём теле.

Хобби, связанные со взаимодействием с окружающей средой: рыбалка, ботаника, собирательство грибов, походы, альпинизм, путешествия, археология, садоводство. Такие увлечения расширяют наш кругозор, развивают внимательность, эмпатию к окружающему нас миру, каждое такое занятие несёт в себе множество новых открытий вокруг, а значит, обеспечат активную работу мозга.

Игровые и социальные — сюда можно отнести хобби, связанные с театральной деятельностью: историческая реконструкция, танцы, пение, дискуссионные клубы, стендап — эти хобби помогут развить уверенность в себе, приобрести навык публичных выступлений, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.

Пассивные хобби — это спокойные виды деятельности, которые зачастую не требуют выхода на улицу, ими можно заниматься дома. В них также можно выделить несколько групп:

Рукоделие — сюда отнесём все виды хобби, связанные с ручным трудом, создание предметов быта и обихода: вязание, шитьё, вышивка, плотничество, выжигание, кулинария. Такие хобби развивают мелкую моторику, художественный вкус, они отлично помогают преодолеть стресс, если ваша деятельность связана с высокой активностью.

Технические виды деятельности — радиолюбительство, конструирование, робототехника, моделизм, пазлы. Такие виды хобби развивают логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, дают навык работы с электрическим инструментом микросхемами, дают знания о том, как устроен электронный мир вокруг нас.

Художественные — рисование, лепка, скульптурирование, оригами, фотография. Такие виды деятельности отлично помогут развить художественный вкус, эмоциональный интеллект, понимание о цвете, форме, пространственное мышление.

Компьютерное творчество и книги — сюда можно отнести программирование, мультипликацию, блогинг, поэзию, чтение книг. Такие хобби позволяют развивать наши коммуникативные навыки, воображение.

Характеристики

Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Допускается незначительное отклонение ± 2 элемента. При этом нужно понимать, что в данном случае плюс гораздо лучше минуса. Если этот параметр составляет цифру менее 5, диагностируются нарушения КВП, выясняется их причина, даются рекомендации по устранению (если это возможно), назначается лечение.

Фильтрация

Краткосрочная память показывает умение человека отсеивать ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время лекции отвлекаться на такие моменты, как цвет новой блузки у подруги, разговор сидящих сзади, музыку с улицы из открытого окна, учебный материал не будет усвоен, так как хранилища будут заполнены совершенно другими образами.

Перевод в долгосрочную

От краткосрочной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Если плохо закодировать и сохранить информацию в КВП, она и в ДВП останется такой же деформированной, причём носитель этого понимать не будет. Этим объясняются постоянные споры на тему: «Я точно помню, что это было именно так» — «Нет, всё происходило по-другому». Одно и то же событие люди помнят по-разному и именно свой вариант считают достоверным.

Плохая память: проблемы, не связанные с возрастом

Некоторые люди, жалующиеся на плохую память, в действительности могут страдать амнезией. Амнезия — это полная или частичная потеря памяти. Она может быть антероградной (нарушение памяти о событиях после начала заболевания) или ретроградной (пациент не помнит то, что происходило до начала заболевания).

Синдром Корсакова: этот синдром связан с дефицитом тиамина и вызывает апатию, пассивность и конфабуляции, т.е. ложные воспоминания. Часто он ассоциируется с энцефалопатией Вернике. Примерно 30% больных полностью восстанавливают память, тем не менее в 25% случаев не наблюдается улучшений несмотря на лечение.

Провалы в памяти при алкоголизме: наблюдаются у людей, злоупотребляющих алкоголем. Человек просыпается утром и не может вспомнить прошедшую ночь, даже без симптомов опьянения. Узнайте как алкоголь влияет на наш мозг.

Посттравматическая амнезия: как правило, сопровождается потерей памяти о моментах, предшествующих несчастному случаю (ретроградная амнезия), а также моменте самого происшествия и последующих событиях (антероградная амнезия). Степень тяжести амнестического синдрома зависит от перенесённого поражения мозга.

Транзиторная глобальная амнезия: это амнестическое расстройство, начинающееся внезапно. Длится от 6 до 24 часов, после чего пациент не помнит, что происходило в течение этого времени.

Электроконвульсивная терапия (ЭСТ): после лечения наблюдается антероградная амнезия, которая проходит в течение 5 последующих часов. Лёгкие дефициты памяти могут наблюдаться в течение 1-2 месяцев после курса ЭСТ и полностью исчезают по прошествии 6-9 месяцев после лечения.

Деменция: ухудшается память на недавние и давно произошедшие события. В отличие от амнестического синдрома, нарушение памяти при деменции сопровождается существенным дефицитом других когнитивных функций: наблюдаются нарушения речи (афазии), нарушения двигательных навыков и конструктивной деятельности (апраксии) и различных видов восприятия (агнозии).

Делирий: представляет собой психическое расстройство, протекающее с помрачением сознания, нарушением внимания, восприятия, мышления и эмоций. “При этом страдает главным образом память на текущие и недавние события

Расстройство памяти в данном случае является вторичным по отношению к изменённому состоянию сознания и снижению способности удерживать внимание.

Причины ухудшения памяти могут быть как связаны с возрастом, так и нет

Профилактика

Теперь подробнее о том, что делать, чтобы память нас еще долго не подводила, т.е. о профилактике нарушения памяти. Здоровый образ жизни и здоровое питание — вот главные враги ухудшения памяти. Нормальный режим дня, правильное распределение приоритетов между работой, отдыхом и сном, рациональное питание — все это поможет активизировать мыслительный процесс, и, следственно, улучшит состояние памяти

Также необходимо уделять должное внимание лечению соматических заболеваний, если таковые имеются, и выполнять обязательно назначения врача.

Нарушение памяти может вызвать и обезвоживание организма, поэтому обязательно выпивайте не менее двух литров воды в сутки.

Позитив, положительные эмоции от общения с близкими, друзьями, родственниками, социальная и трудовая активность — все это поможет оставаться в здравом уме и твердой памяти на протяжении очень долгого времени.

Зачем придумали IQ-тесты

Для изучения человека

Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.

В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.

Для оценки умственных способностей

Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.

Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.


Коэффициент умственных способностей по шкале Бине — Симона

IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.

Для профориентации и отбора

В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.


Примеры заданий теста на интеллект в Британской армии

Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.


Пример вопроса из теста умственных способностей на сайте минобороны РФ

Особенности памяти и амнезии

Прежде всего, стоит разобраться с понятием «память». Обычно под этим термином понимают способность запоминать информацию. Некоторые исследователи включают в него и процесс ее забывания. Существует два основных ее типа — кратковременная и долговременная. За первую отвечает гиппокамп — один из отделов головного мозга (есть в каждом полушарии). Он контролирует переход новой информации в долгосрочную. Также данный орган обеспечивает ориентацию в пространстве и концентрацию внимания.

Кратковременная память еще называется рабочей. В ней помещается примерно 7 объектов, на которых мы сосредоточены. Вероятность того, что информация, попавшая в сознание, окажется в долговременной памяти зависит от многих факторов:

размера гиппокампов;
наличия/отсутствия повреждений;
важности информации;
эмоционального контекста и пр.

В целом, все, что мы умеем делать, все, что мы знаем, является следствием работы памяти. Речь идет не только о эрудиции или знании языка. Даже движения, способность пережевывать пищу и другие привычные для нас действия — это следствие запоминания и формирования алгоритмов поведения.

При тяжелых нарушениях памяти человек может забыть, как передвигаться. В подобных случаях наблюдаются поражения отделов мозга, отвечающих за долговременное запоминание. К подобным последствиям приводят деменция и множество ее разновидностей.

Нарушения кратковременной памяти вызывают забывчивость. Зачастую это связано с проблемой концентрации внимания. Человек не может долго удерживать что-либо в своем сознании, поэтому новая информация просто не переходит в долговременную память.

Гиппокамп работает очень избирательно и отсеивает сведения, которые, как он считает, ему не пригодятся

По этой причине мы можем забыть, куда положили ключи от машины, если в тот момент, когда мы думали о ключах, мозг больше волновала информация о важной встрече или покупке. Вероятнее всего, они и окажутся в долговременной памяти

Подобная забывчивость встречается часто и сталкивался с ней каждый. Она не свидетельствует о патологии, тем более шизофренической. Однако при шизофрении такие нарушения бывают практически постоянно. Рассмотрим основные особенности данной патологии и узнаем, как она связана с памятью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector